Советы руководителя физвоспитания

Критерии подготовленности ребенка к школе

      

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

  • нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
  • желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;
  • управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;
  • владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;
  • проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;
  • отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;
  • отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;
  • умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.

      Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие по­казатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Этот вид готовности свидетельствует о том, что ребенок может выдерживать школьные нагрузки, поэтому оптимальный возраст для школы – 6-7 лет. Будущий школьник должен быть здоровым: если малыш слабенький, быстро утомляется, займитесь его физическим развитием. Утренняя зарядка, пешие прогулки, легкий бег, зимой – катание на коньках или лыжах,  летом – роликовые коньки, игры в мяч, плаванье. Многие мамы говорят, что ребенок становится более сильным, если задействован в посильной работе дома или на даче. Можно выделить ребенку небольшую грядочку и позволить посадить растения, которые он захочет. В ходе регулярного труда дети становятся более самостоятельными и окрепнут физически.

     Режим – полезная привычка

      Годы обучения принесут плоды, пролетят легко и незаметно, если ты приучишь ребенка рационально распоряжаться своим временем.

Чтобы ребенок вскакивал с постели легко, приучите  его ложиться спать пораньше. Еще с вечера он должен приготовить все для школы. Время подъема рассчитай так, чтобы он успел спокойно собраться. После пробуждения сделайте вместе зарядку: это тоже пойдет на пользу вам обоим. Зарядка и душ помогут окончательно проснуться, и маленький ученик не будет «клевать носом» на уроках. Кроме того, заработает его пищеварительная система, и чадо с удовольствием позавтракает. Пусть это будут залитые молоком или йогуртом мюсли или овсянка. Чтобы насытить мозг кислородом, если есть возможность – пройдитесь пешком хотя бы 15-20 мин.

    Секции и кружки
    Конечно же, у твоего ребенка блестящее будущее. В мечтах ты уже видишь его ученым, спортсменом и музыкантом. Но помни о нагрузке, которая ложится на детские плечи.

Не стремись записать малыша в несколько кружков или секций сразу, чтобы заполнить все его свободное время. Поинтересуйся у ребенка, чем бы он хотел заниматься. Конечно, необязательно детское увлечение станет профессией. Но все же предоставь маленькому человеку право выбора. Помни: отправляя ребенка в неинтересную ему секцию, ты тратишь время впустую.
      Досуг без мук

     Нагружать ребенка-школьника кружками и секциями нужно постепенно, не забывая внимательно следить за состоянием его здоровья.

  • Интенсивность внешкольной нагрузки нужно обсудить с педиатром.
  • Не стоит отправлять ребенка одновременно в музыкальную, художественную и общеобразовательную школы. Лучше если малыш начнет учиться музыке за год до школы или уже в третьем классе.
  • Начни искать спортивную секцию еще до начала учебного года, чтобы ребенок успел выбрать занятие по душе.
  • Прежде чем ослабленный ребенок начнет занятия в бассейне, займитесь закаливанием – обтираниями и зарядкой на свежем воздухе.

Чем сильнее малыш, тем легче ему будет выдержать предстоящую нагрузку. Физическая подготовка детей к школе включает в себя:  

  • утреннюю зарядку;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • плаванье;
  • легкий бег;
  • катание на лыжах (зимой)
  • активные игры и так далее.
свернуть

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи  с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ребенка ободрите похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудите у ребенка интерес к занятиям, поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.

         Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т.п.).

         Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по лестнице, качаться и т.п.

         Родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться.

         Помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

свернуть

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия»

 

Как формируется детская стопа?

В норме у всех деток до 2 лет свод стопы отсутствует, то есть отмечается физиологическое плоскостопие. Это  связано с тем, что костная ткань у малышей еще недостаточно сформирована, содержит недостаточно минеральных веществ. Слабо развиты также связки и мышцы. На подошвенной поверхности стопы на месте свода у ребенка в этом возрасте имеется жировая «подушечка». Она-то и выполняет функцию амортизатора (вместо свода стопы, когда ребёнок начинает ходить.

После достижения ребенком 2-3 лет кости, мышцы и связки становятся более прочными, и с этого возраста примерно до 6 лет длится процесс формирования правильной формы стопы.

Примерно у 3% деток с плоскостопием оно является врожденным пороком развития (выявляется сразу при рождении). А в остальных случаях оно формируется в процессе развития ребенка. Свод стопы образуется из костей и связок. Он позволяет распределять массу тела на опору равномерно и обеспечивает амортизацию во время бега и ходьбы. При нормально сформированной стопе имеется всего 3 точки соприкосновения стопы и пола: пятка, «подушечка» у основания большого пальца и наружное ребро стопы. При плоскостопии свод деформируется, и вся подошвенная поверхность стопы распластывается, прилегает к земле или полу.

Существует достаточно большое количество факторов, способствующих развитию этой патологии:

• наследственный фактор: предрасположенность ребенка к данной патологии, если в семье имеются случаи плоскостопия у близких родственников;

• повышенные нагрузки на ноги;

• врожденная слабость связочно-мышечного аппарата стопы;

• паралич мышечно-связочного аппарата стопы;

• рахит;

• травмы стопы.

Для правильного формирования стопы рекомендуется хоть изредка давать возможность ребенку ходить босиком по траве, песку, мелкому гравию. Дома можно тренировать развивающуюся стопу хождением малыша в носках по рассыпанному гороху, специальным массажным коврикам. Для правильного формирования стопы имеет значение нагрузка на нее: при малой двигательной активности ребенка вероятность развития плоскостопия выше.

Не менее важное значение для профилактики возникновения плоскостопия имеет обувь ребенка: она должна иметь небольшой каблучок (0,5 см, мягкий супинатор и жесткий задник. Ребенок не должен донашивать обувь других детей, так как в разношенной обуви неправильно распределяется нагрузка на стопу. «Неправильной» является не только очень плоская (совсем без каблука) обувь, но и слишком узкая или слишком широкая обувь.

Для предупреждения плоскостопия немаловажно правильное питание ребенка, с достаточным содержанием в продуктах кальция, фосфора, витамина D.

Родители могут заподозрить развитие плоскостопия у ребенка по таким признакам: при ходьбе ребенок «косолапит»: ступни заворачивает внутрь, тогда как стопы должны располагаться у ребенка при ходьбе параллельно; ребенок наступает при ходьбе на внутренние края стоп; жалобы ребенка на усталость при ходьбе, боль в спине и ногах, отказ от длительной ходьбы; выраженность жалоб с возрастом ребенка нарастает; неравномерное стаптывание каблуков обуви (больше с внутренней стороны) у детей после 5 лет. При обнаружении у ребенка любого из этих проявлений следует обратиться за консультацией к ортопеду.

Можно провести детям старше 5 – 6 лет тест на плоскостопие: подошвенную поверхность стоп ребенка смазывают краской или маслом и ставят его на лист бумаги (ножки должны быть прямые и сомкнутые). Затем поднимают ребенка и рассматривают отпечатанный рисунок. Если он имеет форму фасоли – свод стопы правильный, если же вся стопа широко отпечаталась, надо обращаться к ортопеду.

Каковы последствия плоскостопия?

Многие родители думают, что плоскостопие не представляет серьезной угрозы здоровью ребенка, не считают его заболеванием. На самом деле несвоевременное лечение может привести к развитию ряда осложнений. Стопа выполняет функцию «рессоры» при ходьбе или беге. При плоскостопии амортизации за счет стопы практически нет. Поэтому при ходьбе или беге «отдача», или встряска приходится на голень, тазобедренный сустав и позвоночник, что способствует развитию артроза (дистрофического поражения сустава вследствие разрушения внутрисуставного хряща).

Плоскостопие может привести не только к деформации костей стопы, хромоте и косолапости ребенка, повышенной утомляемости при ходьбе, но и стать причиной возникновения позвоночной грыжи, упорного радикулита, артритов (воспаления суставов) и остеохондроза в будущем.

Только проведенное своевременно лечение дает возможность предупредить дальнейшее прогрессирование болезни и развитие осложнений.

Лечение плоскостопия.

Назначенное ортопедом способствует укреплению мышц стопы, улучшению ее кровоснабжения, мягкому воздействию на связки и суставы для коррекции имеющейся деформации стопы и голеностопного сустава. Добиться успеха легче именно в детском возрасте, когда еще не наступило полное окостенение скелета. Лечение проводится разными методами: лечебная физкультура; физиотерапевтические методы; мануальная терапия; рефлексотерапия; ношение специальной обуви: подобранной строго по размеру, из натурального материала, с небольшим каблуком и жестким задником; индивидуально подбираются также стельки-супинаторы; при необходимости рекомендуется лечение в санатории.

Профилактикой плоскостопия необходимо заниматься с самого рождения ребенка. Необходимо регулярно посещать врача-ортопеда.

Применять хождение ребенка по неровных поверхностях босиком (по траве, песку, гальке или специальному массажному коврику).

Ежедневно делать специальный комплекс упражнений.

Обеспечить ребенка правильно подобранной обувью (по размеру, из натурального материала, с жестким задником, гибкой подошвой и небольшим каблучком). Обувь должна быть максимально комфортной и удобной: чтобы пальчики свободно располагались, а пятка была надежно зафиксированной. Не допускать ношения ребенком стоптанной, сильно разношенной обуви.

С целью закаливания и улучшения кровообращения проводить обливание ног прохладной водой.

Правильно дозировать физические упражнения, ходьбу, подвижные игры.

Комплекс специальной гимнастики для укрепления связок и мышц стопы и профилактики плоскостопия включает такие упражнения:

В положении сидя на стульчике:

— разгибание и сгибание пальцев стопы;

— поочередное поднимание от пола носочков и пяточек;

— круговые движения каждой стопой;

— вытягивание носочков от себя и к себе;

— максимальное разведение в стороны пяток, не отрывая носочки от пола.

В положении стоя. Гимнастика для стоп:

— подняться на носочках;

— постоять на ребрах наружной стороны стоп;

— приседания без отрыва пяток от пола;

— поочередное хождение на носочках, на пятках, на наружных ребрах стоп.

Все упражнения следует наглядно показывать ребенку, и повторять каждое из них по нескольку раз. Выполнять упражнения следует ежедневно.

Только своевременная терапия может помочь вернуть ребенку здоровье. Главное – не опоздать с лечением при развитии плоскостопия!

свернуть

Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Плавание, как средство передвижения в воде человек использует с давних времён. Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития ребёнка, оно помогает детям укрепить здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развивает такие важные качества, как упорство, смелость, формирует двигательные умения и навыки. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях и чем устойчивее навык плавания, тем больше шансов у ребёнка выжить в чрезвычайных ситуациях. Занятия плаванием в детском саду с детьми дошкольного возраста доставляет детям удовольствие, ведь малыши с самого рождения искренне радуются воде и готовы плескаться в ней с утра до ночи. а ещё - это хороший отдых и развлечение, помогающий детям преодолеть страх перед водой и развить уверенность в себе.

Плавание - это прежде всего закаливание. именно закаливанию принадлежит особая роль в укреплении здоровья. оно помогает избежать простудных заболеваний и выработать устойчивость организма к холоду.

Бассейны для плавания позволили превратить данный вид деятельности из сезонного в круглогодичный. Отсюда важное значение массового обучения плаванию детей, начиная с дошкольного возраста

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия. Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей. Первое знакомство с посещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся с гигиеническими правилами и правилами поведения в воде.  Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребёнка к воде необходим адаптационный период. Подвижные игры являются одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности.

Поэтому физическое воспитание дошкольного возраста в бассейне всегда было и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и тесты для определения уровня физического развития как детей, так и взрослых людей включает в себя элементы разных видов спорта. Плавание всегда присутствует в перечне обязательных видов физической культуры в подобных нормативах, поэтому обучение плаванию было актуальной темой не только для каждого человека, но и для всего общества в целом.

свернуть

Памятка для родителей о значении и пользе утренней гимнастики

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма, повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении закономерностям формирования его организма. Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма в соответствии с природными закономерностями, обеспечивая его жизнедеятельность и успешную адаптацию к меняющимся условиям современного мира.
Чтобы быть здоровым нужно не только хорошо и правильно питаться, но и заниматься физическими упражнениями, вести подвижный образ жизни. Эта тема особенно актуальна в наше время, когда мало детей рождается здоровыми. Дети — наше будущее, и от состояния их здоровья зависит, будет ли страна процветать или погрязнет в демографических проблемах. Утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения — это важные кирпичики в становлении фундамента здоровья детей. 
Пожалуй, не существует таких людей, которые не осознавали бы всю пользу утренней зарядки для детей. Однако далеко не все семьи воспитывают в малышах с детства желание заниматься спортом, а если такое желание у детей уже есть – то абсолютно его не поощряют. Лишь только в детских учреждениях детская гимнастика считается важнейшим компонентом двигательного режима и, соответственно, ценится особенно высоко. 
Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников. Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 8-10 минут. Посредством  утренней гимнастики решаются совершенно особенные задачи, а именно:

«разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

стимулировать работу внутренних органов и органов чувств,

способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. 
С нее начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на взаимообщение с детьми и взрослыми.

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки. 
Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, реактивность всей центральной нервной системы, т. к. целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного – повышает жизнедеятельность организма в целом. 
Водные процедуры в сочетании с утренней гимнастикой улучшают общее состояние и функциональные возможности организма, вырабатывают иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям.

Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение и содействует обмену веществ. 
Таким образом, утренняя гимнастика является важным многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня бодрое состояние ребенка. 
К сожалению, образ жизни и здоровье современных дошкольников отражают негативное влияние окружающего мира. В наше время дети в детские сады поступают не только физически ослабленные, но много приходят детей, у которых имеются речевые нарушения. 
Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости, быстроты, низкой обучаемостью. Эти особенности связаны у них с низким уровнем когнитивных процессов, таких как: восприятие, внимание, память. 
После утренней гимнастики дошкольники более уравновешены, лица их довольны и радостны.

Именно поэтому детская гимнастика является обязательной частью ежедневного режима малышей в детских дошкольных учреждениях.                                                      

свернуть